ЧТО ТАКОЕ ШОССЕЙНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Максимально просто про мир странных и неудобных велосипедов

Шоссейный велосипед…

Что это и зачем он мне?

Исторически шоссейный велосипед предназначался для передвижения по асфальтовым покрытиям. Современные технологии значительно расширили сферу применения шоссейного велосипеда, дав жизнь новым направлениям в велоспорте.


Преимуществом шоссейного велосипеда перед прогулочным и горным велосипедами является скорость. Достижение высоких скоростей становится возможно за счёт «жёстких» рамы и вилки, большего диаметра колес и аэродинамической посадки. При условии правильного подбора «снаряда», шоссейный велосипед позволяет преодолевать большие расстояния с меньшей усталостью.


Кроме того, несомненным плюсом шоссейного велоспорта является польза для организма: развивается общая выносливость, повышается гибкость тела. А еще этот спорт дает возможность познакомиться с единомышленниками и завести новые знакомства, так как шоссейные заезды это максимально «командный вид спорта».

Какими бывают шоссейные велосипеды

Для упрощения и понимания общей картины объединим все шоссейные велосипеды на три крупные категории:

- классический шоссейный велосипед

- гравийный велосипед (грэвел)

- циклокросс

И пока опустим велосипеды без тормозов, без переключения передач и без руля-барана (трековые, фиксы, гибриды, разделки), которые являются нишевыми вариациями этих категорий.

Классический шоссейный велосипед предназначается для асфальтовых дорог. Высота и давление шин в таком велосипеде являются амортизатором и смягчают езду, поэтому она не кажется жесткой, «съедая» неровности асфальта разного качества. Аэродинамическая посадка: наклон корпуса вперед относительно горизонта в диапазоне 45°-30° и вес тела гонщика распределяются в соотношении 50/50 (седло/руль). Такое физиологическое распределение является основной причиной, установки тонких жестких седел на шоссейные велосипеды.

К сожалению, как только покрытие теряет жёсткость и переходит в щебёнку или просёлочную дорогу, на шоссейном велосипеде становится некомфортно. Если это небольшой участок пути, можно потерпеть, а если ваши маршруты выглядят именно так, то ваш выбор – грэвел.
Грэвел - разновидность шоссейного велосипеда с увеличенными зазорами для более толстых покрышек. Ширина шин в таком варианте позволяет комфортнее передвигаться на пересечённой местности. Также грэвел отличается более «расслабленной» геометрией рамы: посадка в диапазоне 60°-45° от горизонта, возможностью повесить дополнительное оборудование на раму (багажники, сумки, дополнительные фляги/бачки с инструментом, крылья), более широким диапазоном передач в трансмиссии, чтобы заезжать в любые подъёмы по рыхлым поверхностям. Грэвел или гравийный велосипед – отлично подойдёт для велопутешествий и туризма. При всем этом грэвел позволяет набирать и держать хорошую скорость даже на твёрдых асфальтовых покрытиях, поэтому сейчас гравийный велосипед набирает большую популярность как универсальный.

Циклокросс - популярный в Европе и потихоньку приживающийся у нас вид спорта. Он предполагает не только активные, динамичные и непредсказуемые гонки с ездой по специально подготовленной, извилистой, полной препятствий трассе, но и преодоление пеших препятствий с велосипедом на плече. Специфика гонок повлияла на изменение «обычного» грэвела. ЦК-велосипеды отличаются изменениями углов рулевой и подседельной труб, делая управление более резким для быстроменяющихся поворотов. Также на таких велосипедах внутренний треугольник рамы достаточно большой, чтобы циклокросс можно было легко закинуть на плечо и забежать с ним в сыпучую горку или преодолеть препятствие. Кроме того, на ЦК можно установить резину шире, чем на шоссе, но уже чем на обычном грэвеле: обычно используется резина шириной 32-35мм. В целом, для любителя, разницы в управлении почти не будет, надо просто понимать, что ЦК - это более гоночные грэвелы с некоторыми специфическими особенностями (сюда же относится, что на ЦК нет возможности установки багажников).

В каждой из этих категорий, можно выделить несколько подтипов более узкого направления. Например, есть категория «велосипеды для раздельного старта/триатлона», которые опасно использовать на дорогах общего пользования, велодорожках и в групповых заездах, так как «разделка» требует особых навыков управления, а в групповых заездах опасна не только для самого велосипедиста, но и окружающих его участников.

Руль на шоссейном велосипеде

Отличительными особенностями шоссейных велосипедов также являются руль и педали.

Шоссейные велосипеды используют «руль-баран», который называется так, благодаря своей форме, напоминающей бараньи рога. Такой руль - отличное аэродинамическое решение: руки располагаются на ширине плеч, уменьшая фронтальное пятно воздушного сопротивления, а разворот кистей является естественным с точки зрения физиологии.
Существует три основных хвата руля.
«Прямой» хват - за прямую часть руля, разгружает верх тела, чаще используется при монотонной езде в гору.
Хват за дуалы - основной хват на шоссейном велосипеде. Хват за дуалы создает оптимальную аэродинамику, физиологически комфортен, а еще дает доступ ко всем элементам управления велосипедом: тормоза, переключатели скоростей, оптимальная аэродинамика.
«Нижний» хват дает максимально горизонтальное расположение туловища. Такой хват используется при ускорениях и «силовой работе» на плоских участках. Долго в таком хвате ехать сложно, потому что ужимается диафрагма и дышать с высокой эффективностью становится тяжелее.

У гравийных велосипедов руль может отличаться. Более широкий руль грэвела предназначен для улучшения управления на низких скоростях и маневрировании на сыпучих покрытиях. «Низы» такого руля могут быть развёрнуты наружу для увеличения комфорта.

Педали на шоссейном велосипеде

На шоссейных и гравийных велосипедах рекомендуется использовать «контактные» педали. Такие педали отличаются от обычных тем, что нога «встегивается» в педаль за счёт специального шипа. То есть контактное крепление позволяет не только толкать, но и тянуть педаль, что дает большую эффективность, особенно при подъеме в гору.
Использование контактных педалей требует привычки. Скорее всего в первое время вы раз или два упадёте во время остановки, не успев выстегнуться, – это обычный процесс.
Существует 2 системы «контактов»:
- шоссейные
- МТБ
Отличаются между собой площадью контакта и сценарием использования.

«МТБ» система (на картинке слева) представляет собой маленький металлический шип, который может «встегиваться» в педаль с двух сторон. Подошва обуви для таких шипов мягче, в обуви можно спокойно передвигаться пешком без особого дискомфорта.

Шоссейная система (на картинке справа) имеет шип большего размера из пластика с резиновыми «пяточками», который «встегивается» в педаль только с одной стороны. Считается, что такой шип лучше передает энергию с ног на педали за счет увеличенной площади контакта и металлических пластин на педалях. Используется такая система исключительно на шоссейных велосипедах, очень плохо переносит грязь. В обуви с такими шипами неудобно ходить, хоть они и не предназначены для этого. Кроме того, шоссейные туфли имеют жесткую основу (дорогие модели используют карбон) и практически или абсолютно не сгибаются, так что ходить в них неудобно.

Размер рамы


Разные производители используют разные обозначения размеров рам своих велосипедов и между собой ростовки зачастую не сходятся. Если есть рекомендации производителя по подбору размера, лучше воспользоваться ими. Когда такой возможности нет, придётся подбирать самостоятельно.
Основополагающим критерием шоссейного и гравийного велосипедов является параметр как ЕТТ (“effective top tube” - эффективная длина верхней трубы). Именно на него стоит обратить внимание при выборе размера своего будущего велосипеда. Конечно, геометрия велосипеда не сводится к одной только длине верхней трубы, факторов подбора правильной ростовки гораздо больше. Но именно ЕТТ будет универсальным значением при выборе моделей у разных производителей.

Если ваш рост попадает в диапазон между размерами, то специалисты советуют выбирать размер меньше.

Почему так дорого?

Цены на шоссейные велосипеды варьируются в очень большом диапазоне. На фактор ценообразования влияет множество факторов: производитель, назначение, материалы, навесное оборудование, а иногда даже цвет.


В качестве основных материалов для производства шоссейных велосипедов используют:

Карбон
Легкие, аэродинамичные рамы, за счет волокнистой структуры отлично гасит вибрации полотна, при этом передавая энергию на колеса. Самый технологичный материал.
Алюминий
Отличный материал для рам: прочный, легкий, доступный, при ударе деформируется, а не трескается как карбон. В случае трещины могут возникнуть сложности с ремонтом, требуется аргоновая сварка.
Сталь
Используется в основном для гравийных туристических велосипедов, мягкость сплава делает дорогу комфортнее, но ускорения гораздо менее эффективны, сталь можно в случае поломки заварить в любом месте.
Титан
Великолепно выглядит, не подвержен коррозии, практически невозможно поцарапать, поэтому популярен у собирающих туристические велосипеды и грэвелы премиум-класса. Делают и шоссейные рамы, но без прицела на гонки. Сложность обработки титана диктует цену, как правило изготавливаются на заказ.
Навесное оборудование (groupset)
В состав групсета входят:
- ручки-переключатели на руль (дуалы)
- переключатели передний и задний
- тормозные машинки (калиперы)
- система передних звезд и шатунов (система)
- система задних звезд (кассета)
- цепь
На практике с увеличением стоимости велосипеда будет расти и уровень компонентов. Уровни компонентов «внутри» одного производителя отличаются между собой:
- весом - чем дороже и выше группа, тем легче
- материалами изготовления
- способом привода в действие переключения - механический тросик и беспроводная связь
- принципом действия тормозной системы - механический тросик или гидравлическая магистраль
С недавнего времени появились ещё отдельные групсеты для гравийных велосипедов, отличие которых составляет возможность использования спереди только одной звезды (1*х система), где задний переключатель может работать с кассетой с большим диапазоном звёзд и увеличенным запасом прочности, рассчитанным на тяжёлые условия эксплуатации.


Тормоза

На шоссейном велосипеде распространены три вида тормозов:
- ободные тормоза «клéщи»
- дисковые механические
- дисковые гидравлические
На данный момент все производители плавно переходят на дисковые тормоза, они показывают лучшие динамические характеристики, особенно в сырую погоду.

НАШИ КОНТАКТЫ

+7 985 312 0082
cc@yakorya-team.ru
Мы в социальных сетях: